Компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget  — Swedish Airplane Company (SAAB) была основана в 1937-ом году. Главной задачей компании было производство бомбардировщиков и истребителей для военно-воздушных сил Швеции. Сравнительно молодая компания сегодня является одним из самых крупных производителей реактивных самолетов в Европе.

После войны было принято решение о том, чтобы переориентирвать производство для создания автомобилей. Уникальный опыт авиастроения, а также квалифицированные специалисты должны были помочь в этом. К работам по созданию первого автомобиля-прототипа были привлечены пятьдесят инженеров-авиастроителей под руководством Гуннара Лангстрома.

Используя собственный опыт и разработки авиастроения, которые не были связаны условностями и традициями, общепринятыми в автомобильной промышленности, специалистам SAAB удалось создать прототип непохожий на другие автомобили. Новоиспеченный автомобиль по форме напоминал крыло самолета, имел передний привод, поперечно расположенный двухтактный двигатель и исключительно прочный каркас пассажирского салона. Созданный усилиями авиастроителей концепт отличался не только стремительным видом, но и отменной аэродинамикой. Продувка кузова в аэродинамической трубе дала фантастический результат Сх=0,33. Прототипу было присвоено название 92001.

Окончательный дизайн автомобиль получил благодаря стараниям стилиста фирмыСикстен Сасон. Первыйсерийный автомобиль был выпущен в декабре 1949 года, который получил индекс 92 (индекс последнего самолета был 91). Выпускался SAAB 92 вплоть до 1956 года, за это время было выпущено более 20 000 автомобилей.

В 1955 году SAAB обновил модельный ряд и представил модлель 93. Новый автомобиль имел радикально усовершенствованный трехцилиндровый двигатель, новую трансмиссию, а также бескамерные шины. SAAB 93 продолжил свой путь на конвейере до 1960 года.

Попытка компании построить спортивную модель была предпринята в 1956 году. SAAB Sonett развивал мощность 57,5 л.с., максимальную скорость 160 км/ч и весил 500 кг. В 1956 году было выпущено всего шесть экземпляров SAAB Sonett.

SAAB не оставляет мысль о серийном выпуске спортивного автомобиля. В 1958 году SAAB 93 750 Gran Turismo становится первым серийным спортивным автомобилем компании. По существу, это была значительно переделанная модель 93.

Молодая и динамично развивающаяся компания пытается охватить как можно большую потребительскую аудиторию и в 1959 году выпускает модель 95 — первый грузопассажирский SAAB. SAAB 95 оснащался сиденьями для двух, пяти или семи пассажиров и имел новый 4-цилиндровый V-образный мотор немецкого филиала Ford Motor Co.

1960 год ознаменовался выпуском легендарной модели SAAB 96, которая на протяжении 20 лет была лидером в области продаж. SAAB 96 также был оснащен двигателем Ford Motor Co. Короткая V-образная четверка удачно вписалась в ограниченное подкапотное пространство, правда, «нос» машины все же пришлось слегка удлинить. К 1980 году было выпущено более 547 000 экземпляров этой модели.

Победы в автоспорте дали импульс для создания двухместного спортивниго автомобиля — SAAB Sonett II (SAAB 97). Разработка этой модели была поручена компаниям MFI из Мальме и ASJ из Арлова. Кузов автомобиля был изготовлен из пластика, армированного стекловолокном, и крышу типа «targa». Дебют SAAB Sonett II состоялся весной 1966 года на автосалонах в Женеве и Нью–Йорке, а к концу года было продано уже 60 экземпляров модели.

Новый SAAB 99 был представлен на всеобщее обозрение 22 ноября 1967 года. С появлением этой модели компании удалось выйти на рынок, относищийся к верхнему сегменту автомобилей среднего класса. Машина имела великолепную механику: рядный 4-цилиндровый двигатель, дисковые тормоза на всех колесах, травмобезопасную рулевую колонку, заднюю подвеску с тягой Панара, 3-точечные ремни безопасности, подголовники (сначала только для США). Авторитетный английский журнал «Car» писал, что SAAB 99 — не только образцовый солидный автомобиль (понятия бизнес-класса еще не существовало), но и самый безопасный в Европе.

В 1969 году произошло слияние SAAB AB и производителя грузовых автомобилей SCANIA-VABIS AB. Новая корпорация получила название SAAB-SCANIA AB и имела 12 предприятий в Швеции, штаб-квартира располагалась в Седертелье.

1970 год был знаменателен двумя большими событиями в истории компании.
В этом году с конвейера сошел 500-тысячный SAAB.
Появился SAAB Sonett III — серьезно модифицированная модель Sonett, новый кузов был разрабатан в Италии дизайнером Сержио Коджиоло. Также надо отметить, что SAAB Sonett III стал первым автомобилем компании рычаг переключения передач, которого располагался на полу. Самая известная спортивная модификация «шведа» выпускалась по 1974 год, всего было собрано 10 219 автомобилей.

Постоянные усовершенствования и инновации компании привели к созданию в 1973 SAAB 99 Combi Cupe. Практичный хэтчбек имел складывающиеся задние сидения и широкий проем двери багажного отделения — это делало автомобиль исключительно функциональным.

Имея штат профессионально подготовленных инженеров и применяя авиационные технологии, в 1976 году SAAB впервые в мире использует турбонаддув в серийном автомобильном производстве. Надежность двигателей с турбонаддувом становится достаточной, чтобы использовать в серийных автомобилях. На автосалоне 1977 года во Франкфурте SAAB 99 Turbo производит фурор. И еще на протяжении длительного периода SAAB остается единственным законодателем в области турбостроения двигателей.

SAAB 900 дебютировал в 1978 году сразу в двух вариантах кузовов. 3-дверный хэтчбек, за свою прочность и надежность чрезвычайно полюбившийся полиции, привыкшей не щадить служебный транспорт, и 5-дверный хэтчбек, очень эффектный благодаря дополнительным задним окошкам. Также SAAB не останавливался на пути нововведений и модель с индексом 900 стала первой в мире машиной с фильтром очистки воздуха, поступающего в салон.

В 1980 году компанией SAAB разработана система APC, которая позволяла регулировать подачу топлива, увеличивая или уменьшая давление турбонаддува. Модельный ряд 900 пополняется новой модификацией с кузовом седан.

В этом же году уходит на заслуженный отдых SAAB 96.

Первый в истории автомобилестроения 16-клапанный мотор с турбонаддувом — это заслуга инженеров фирмы SAAB. В 1983 году вышел в свет SAAB 900 Turbo 16S, оснащенный таким двигателем. SAAB 900 Turbo 16S известен также под названием Aero.

Попытка 1984 года позиционироваться среди автомобилей бизнес-класса оказалась более чем успешной. SAAB 9000 Turbo прочно закрепил свои позиции в этом сегменте престижных автомобилей и был признан в Америке «лучшим большим автомобилем».

В 1984 сходит с конвейера последний SAAB 99, его приверженцам была предложена модель SAAB 90. Большой извесности «девяностому» не суждено было достичь, т.к. продавался только на внутреннем рынке Швеции.

С началом выпуска в 1986 году SAAB 900 Convertible открылась еще одна знаменательная страница в истории компании.

В 1988 году появляется в модельной линейке 9000 новый вариант кузова — седан. Эта модель имела обозначение SAAB 9000 CD и оснащалась противобуксовочной системой TCS (Traction Control System).

Реструктуризация отделения SAAB Car в 1990 году делает независимой компанией SAAB Automobile AB. AB и General Motors получают по 50% акций.

С 1991 года SAAB обновляет модель 9000, теперь эта модель несет индек CS. В ходе рестайлинга SAAB 9000 CS получает не только новую внешность, но и впервые в мире оснащается кондиционером, не использующим фреоносодержащий хладоген, а также системой защиты от боковых ударов.

В 1993 увидел свет первый совместный проект SAAB AB и GM. SAAB 900 (New Generation) имел высочайший уровень безопасности. Автомобиль оснащался задним сиденьем, в конструкцию которого входили натянутые ремни, тремя диагонально-поясными ремнями безопасности пассажиров заднего сиденья, системой защиты задней части салона от боковых ударов. Эти нововведения в автомобильной индустрии позволили закрепить за маркой SAAB славу одного из самых безопасных автомобилей в мире.

SAAB 900 Convertible 1994 года был новым поколением автомобилей со складывающейся крышей. По мнению разработчиков, новый кабриолет был сделан всесезонным. SAAB 900 Convertible можно было эксплуатировать круглогодично, т.к. оснащался двойным тентом, обогревом заднего стекла и мощноной печкой, как никак северные корни.

В 1997 году флагманский SAAB 9000 заменен новой моделью SAAB 9-5. Возврат к индексированию моделей двумя цифрами, на манер начала развития марки, иногда называют деноминацией. При создании модели 9-5 конструкторы и инженеры отошли от традиционного для SAAB кузова хэтчбек и представили четырехдверный седан. Автомобиль имел просторный, раскошный салон и вентилируемые сиденья. В области безопасности SAAB опять представил новинку — активные подголовники SAHR.

На смену SAAB 900 в 1998 году пришел автомобиль с индексом 9-3. Пассивная безопасность стала одной из основных черт нового 9-3. Также в 9-3 была усовершенствована подвеска, оконные шторки безопасности, состоящие из двух частей, вошли в стандартную комплектацию. Всего было произведено 1100 изменений. Отличием SAAB 9-3 стало и то, что это была первая модель в истории компании с турбодизельным двигателем.

В 1999 году SAAB расширяет модельную линеку и представляет SAAB 9-5 Wagon. Поручни для крепления груза, выдвигающийся пол багажного отделения и продольные брусья верхнего багажника обеспечивают неограниченные возможности для перевозки груза в этом автомобиле.

Концепт-кар SAAB 9Х был представлен в 2001 году. 9Х объединяет особенности, которые присущи сразу четырем типам автомодилей: купе, родстер, универсал и пикап. Как отмечает производитель, SAAB 9X — это спортивный, динамичный, функциональный автомобиль, который вобрал в себя все самое привлекательное, что имеют автомобили марки SAAB.

Постоянные усовершенствования и поиск приводят в 2002 году к очередному рестайлингу модели 9-5. Появляется оригинальная фальшрадиаторная решетка, объединенная с бампером, что придает необычный и самолетный облик автомобилю. Помимо внешнего облика SAAB 9-5 М-2002 получил более мощный двигатель, усовершенствованную подвеску и пятисупенчатую автоматическую коробку передач. Всего было внесено 1265 изменения.

В 2002 году появляется совершенно новая модель 9-3. Отличительной особенность нового 9-3 является кузов седан. Модель носит название SAAB 9-3 Sport Sedan.

Продолжением модельного ряда нового поколения SAAB 9-3 является кабриолет. В 2003 году появляется SAAB 9-3 Convertible. Новый SAAB 9-3 Convertible по настоящему всесезонный четырехместный кабриолет, сочетающий в себе скандинавский стиль и уникальные инновационные возможности.

В 2005 году SAAB представляет еще одну новую модель семейства 9-3 с кузовом хэтчбек — SAAB 9-3 Sport Combi.

2006 год знаменателен следующими событиями:
• SAAB выпускает обновленный SAAB 9-5 New. Модель представлена в кузовах седан и универсал;

• на Женевском автосалоне 2006 SAAB презентует концепт Aero-X;

• семейство 9-3 получает новый двигаетель V6 объемом 2.8 литра и мощностью 250 л.с.

В 2007 году Saab отмечает 60-летие создания марки. В юбилейном году Saab представляет обновленный 9-3 Sport Sedan, SportCombi и Convertible, а также Saab 9-3 Turbo X с полным приводом.
9-3 Turbo X Turbo X

Прототип SAAB 92001 послужил отправной точкой для дальнейшего развития легендарной марки. Со дня торжественного показа первого прототипа прошло больше половины века и компания Saab имеет прочную репутацию новатора. Инженеры, разрабатывающие дизайн и конструкцию автомобилей Saab, раз за разом удивляют автомобильный мир своими нетрадиционными решениями. В большинстве случаев их разработки в последующем широко применяются в автомобилестроении.